Новости

12.01.2019
Рождественская встреча детей воскресных школ Бобруйской епархии

19.08.2018
Яблочный спас

12.06.2018
Осиповичи православные в объективе современности

20.05.2018
Туристический поход в юго-восточный лесной массив за д.Прудок

22.04.2018
С Днём Святых Жен-мироносиц!

01.04.2018
Вход Господень в Иерусалим

07.01.2018
«… Как освящен торжественно наш Храм!»

17.07.2017
Велопоход в Прощу

13.07.2017
Что же такое причастие?

06.07.2017
Праздник Рождества Иоанна Предтечи

Московский патриархат
Белорусский экзархат
Бобруйская епархия

Осиповичское благочиние

19.08.2018 Яблочный спас

“В горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело.(…) И все, кажется мне, только и думают об яблоках. (…)Ставят канунный столик. Золотой-голубой дьячок несет огромное блюдо из серебра, красные на нем яблоки горою(…). Кругом на полу корзинки и узелки. Потом старший, в лиловой камилавке, читает над нашими яблоками из Курска молитву о плодах и винограде, — необыкновенную, веселую молитву, — и начинает окроплять яблоки. Так встряхивает кистью, что летят брызги, как серебро, сверкают и тут, и там. (…) Суют всем в руки по яблочку и по два, как придется. Батюшка дает мне очень красивое из блюда, а знакомый дьякон нарочно, будто, три раза хлопает меня мокрой кистью по голове, и холодные струйки попадают мне за ворот. Все едят яблоки, такой хруст. Весело, как в гостях”.

Вот как освящение плодов описал в прошлом веке Иван Шмелёв в своем очерке “Яблочный Спас” из знаменитого цикла “Лето Господне”.

Преображение, или Яблочный Спас, всегда был у нас одним из самых любимых, самых радостных праздников, наряду с Пасхой. Во многих храмах праздничную службу на Преображение проводили, как и на Пасху, ночью. Сегодня в некоторых храмах эта традиция сохранилась. К примеру, именно ночью проходит Богослужение в православном Преображенском храме на вершине горы Фавор.

Если говорить о буквальном значении слова “преображение”, то корни его нужно искать в греческом “метаморфОзис”, что дословно переводится как “превращение в другой вид”, «изменение». А вот как слово «преображение» понимают наши современники.

Преобразившись на горе Фавор, Христос не только показал Свою Божественную природу. Он открыл апостолам, а вместе с ними и всем людям, идеал, возможность приблизиться к которому дана каждому человеку. Причем, речь идет не только об изменении привычек, взглядов или характера. Вся человеческая сущность под воздействием Божьей благодати способна перемениться, стать совсем иной – и внутренне, и даже внешне.

Близость к Богу способна изменять и физические свойства человеческой природы.

Многим известный, любимый и почитаемый преподобный Серафим Саровский жил сравнительно недавно – во времена Пушкина. Все, кому доводилось хотя бы просто постоять рядом с ним, говорили, что от старца исходят невероятные мир и покой. Николай Мотовилов, попечитель Серафимо-Дивеевской обители, который неоднократно виделся и подолгу беседовал с преподобным Серафимом, сделал подробную запись об одной из таких встреч. Она проходила ночью в зимнем лесу. Прямо во время разговора, на глазах Мотовилова, старец преобразился. Мотовилов увидел преподобного Серафима, стоящего словно в самом центре ярчайших солнечных лучей. Николай слышал голос старца, чувствовал, как тот держит его за плечи, но видел лишь ослепительный, сияющий свет, который освещал все кругом…

Такие случаи из жизни святых и само Преображение Господне на Фаворе – связанные между собой события. Цепочка этих событий не прерывается и сейчас. Похожие примеры преображения мы знаем из жизни праведников, живших совсем недавно, в конце 20-го – начале 21 века – Паисия Святогорца, архимандрита Иоанна (Крестьянкина), протоиерея Николая Гурьянова. Преображение этих людей свидетельствует о том, что каждому из нас Богом дано гораздо большее, чем мы себе можем представить в повседневной суете.

материал подготовлен по источникам радио «Вера»